Профориентация

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.

При решении проблемы «КЕМ БЫТЬ» мы рекомендуем вам воспользоваться некоторыми правилами.

Правило первое

Познайте себя, свое собственное «Я»:

— здоровье;

— интересы и склонности;

— способности, знания и умения.

Правило второе

Узнайте все о профессиях:

— предмет, цель и условия труда;

— пути получения профессии;

— медицинские противопоказания;

— требования профессии к личности (профессионально важные качества);

— актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

Правило третье

Соотнесите себя с требованиями выбранной профессии современный рынок труда

Согласно исследованиям социологов, в течение всей своей трудовой жизни человек в среднем пять-шесть раз меняет рабочее место, три-четыре раза обновляет свою профессиональную деятельность.

Вот и сегодня не следует рассчитывать на то, что выбранная специальность будет служить вам всю жизнь. Поэтому еще со студенческой скамьи человек должен понимать, что необходимо одновременно с обучением основной специальности получить дополнительное образование или приобрести дополнительные навыки, которые повысят конкурентоспособность и расширят возможности трудоустройства, например, овладение иностранным языком, совершенствование компьютерной грамотности, получение водительских прав и т.д.

КАКИЕ ОШИБКИ СОВЕРШАЮТ ЛЮДИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?

Часто человек, впервые выбирающий профессию, ориентируется только на один критерий, либо в качестве ведущего использует далеко не самый важный мотив.

При выборе профессии многие:

— увлекаются только внешней стороной профессии, не учитывая ее «минусов»;

— выбирают профессию из соображений престижности (популярности) в обществе;

— мечтают только о высокой заработной плате;

— ориентируются лишь на хорошие условия труда;

— избегают трудностей обучения;

— следуют указаниям ближайшего окружения без учета собственных желаний;

— отождествляют учебный предмет с профессией;

— переносят свое отношение к человеку – представителю той или иной профессии — на саму профессию;

— идут учиться за компанию с друзьями;

— не умеют разобраться в своих склонностях, способностях, знаниях и т.д.;

— не знают или недооценивают медицинские противопоказания, существенные при выборе профессии.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

— Формирование у младших учащихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

— Развитие у ученика личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

— Представления о собственных интересах и возможностях;

— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

— Профессиональное самопознание.