Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.
При решении проблемы «КЕМ БЫТЬ» мы рекомендуем вам воспользоваться некоторыми правилами.
Правило первое
Познайте себя, свое собственное «Я»:
— здоровье;
— интересы и склонности;
— способности, знания и умения.
Правило второе
Узнайте все о профессиях:
— предмет, цель и условия труда;
— пути получения профессии;
— медицинские противопоказания;
— требования профессии к личности (профессионально важные качества);
— актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
Правило третье
Соотнесите себя с требованиями выбранной профессии современный рынок труда
Согласно исследованиям социологов, в течение всей своей трудовой жизни человек в среднем пять-шесть раз меняет рабочее место, три-четыре раза обновляет свою профессиональную деятельность.
Вот и сегодня не следует рассчитывать на то, что выбранная специальность будет служить вам всю жизнь. Поэтому еще со студенческой скамьи человек должен понимать, что необходимо одновременно с обучением основной специальности получить дополнительное образование или приобрести дополнительные навыки, которые повысят конкурентоспособность и расширят возможности трудоустройства, например, овладение иностранным языком, совершенствование компьютерной грамотности, получение водительских прав и т.д.
КАКИЕ ОШИБКИ СОВЕРШАЮТ ЛЮДИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?
Часто человек, впервые выбирающий профессию, ориентируется только на один критерий, либо в качестве ведущего использует далеко не самый важный мотив.
При выборе профессии многие:
— увлекаются только внешней стороной профессии, не учитывая ее «минусов»;
— выбирают профессию из соображений престижности (популярности) в обществе;
— мечтают только о высокой заработной плате;
— ориентируются лишь на хорошие условия труда;
— избегают трудностей обучения;
— следуют указаниям ближайшего окружения без учета собственных желаний;
— отождествляют учебный предмет с профессией;
— переносят свое отношение к человеку – представителю той или иной профессии — на саму профессию;
— идут учиться за компанию с друзьями;
— не умеют разобраться в своих склонностях, способностях, знаниях и т.д.;
— не знают или недооценивают медицинские противопоказания, существенные при выборе профессии.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших учащихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у ученика личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание.